Автоматическая коробка переключения передач. Какие виды АКПП бывают.

Автоматическая коробка переключения передач: Какие виды АКПП бывают

67

По статистике, сегодня 60% автомобилистов, выбирают автомобили с АКПП. Вот только многие ли при этом интересуются, а какая именно автоматическая коробка переключения передач установлена на автомобиле? И чем вообще отличаются автоматические трансмиссии друг от друга.

Итак, какие виды АКПП бывают?

На современных автомобилях можно встретить три варианта «автоматов»: классическая гидромеханическая АКПП, вариатор и роботизированная АКПП. Теперь немного о каждой из них.

Классическая гидромеханическая АКПП

Конструктивно, пожалуй, самая сложная из всех трех вариантов. Поэтому и разработана была, гораздо позже, чем вариатор и «робот». При этом приспособить её на автомобиль оказалось проще и на сегодня такая трансмиссия является наиболее распространенной. Первые варианты автоматической коробки переключения передач появились ещё в начале 40 –х годов. На тот момент они имели всего 3 режима, причем один включал заднюю скорость.

Гидромеханические коробки обладали очень низким КПД, вследствие чего автомобиль очень медленно разгонялся и имел высокий расход топлива. Однако с развитием электроники, многие недостатки удалось исправить. Так, ныне гидротрансформатор фактически задействован только как сцепление. Он обеспечивает плавное трогание с места, затем электроника жестко фиксирует передачи.

Таким образом, исключаются неоправданные потери энергии. Кроме того электроника позволяет выбрать и подходящий режим работы «автомата»: спортивный или экономичный. Современные гидромеханические АКПП имеют уже до 6 и более передач, а их габариты и вес значительно снизились.

Плюсы:

  • имеют большой рабочий ресурс, достаточно надежны;
  • неприхотливы в эксплуатации;
  • не требуется привыкание водителя к особенностям управления.

Минусы:

  • автомобили с гидромеханической АКПП имеют большой расход топлива (по сравнению с другими АКПП);
  • имеют плохую динамику, бывают продолжительные паузы при переключении передач;
  • объем масла в коробке достигает 8 – 10 литров;
  • такая трансмиссия чувствительна к низким температурам. Перед началом движения коробка должна прогреться.

Вариатор

Самый древний вид автоматической коробки переключения передач. Прообраз вариатора появился ещё в средние века, он применялся на мельницах. Позже его активно использовали на сельхозтехнике для передачи крутящего момента к рабочим механизмам. В 60 – е годы уже в качестве КПП, вариатор был установлен на голландский DAF-600. Это был первый автомобиль с «автоматом». Но коробка считалась очень не надежной из – за частых обрывов приводного ремня.

Если в двух словах о принципе работы вариатора: представьте два конусных шкива, ведомый и ведущий, у которых боковины могут раздвигаться, благодаря чему изменяется их внутренний диаметр, а соответственно и передаточное отношение. При увеличении оборотов двигателя, боковины ведущего шкива сходятся и его внутренний диаметр увеличивается, одновременно расходятся боковины ведомого шкива, соответственно уменьшается внутренний диаметр. Эти изменения происходят одновременно, поэтому крутящий момент передается очень плавно. Главное достоинство такой АКПП, разгон и торможения происходят без рывков.

Конструктивно такая автоматическая коробка переключения передач очень проста. Но установить ее на автомобиль оказалось не просто. Причина в первую очередь кроется в ремне. Первоначально его делали из резины, но он быстро изнашивался и рвался.

Вариаторы бывают двух видов: фрикционные, в которых для передачи крутящего момента применяется поликлиновой ремень и зацепные, где эту функцию выполняет цепь. Наиболее распространены вариаторы с поликлиновым ремнем. Но их беда в том, что ремень быстро приходит в негодность. Как правило, его ресурс не превышает 50 тысяч километров. Это происходит потому, что ремень работает на сухую и подвергается большим нагрузкам. Такие вариаторы компонуют с двигателями не большой мощности до 200 л.с.

С более мощными моторами агрегатируют вариаторы с цепью. Она работает в масляной ванне и мало подвержена износу.

Плюсы:

  • простота конструкции и легкость в управлении;
  • обеспечивают разгон без рывков;
  • в сравнении с другими АКПП более экономична;
  • обеспечивает безопасное вождение, т.к. крутящий момент передается плавно, даже на гололеде колеса при увеличении скорости не пробуксовывают.

Минусы:

  • небольшой ресурс у поликлинового ремня;
  • дорогостоящее обслуживание и ремонт;
  • для заднего хода нужен дополнительный редуктор;
  • на большинстве вариаторов невозможно применять торможение двигателем;
  • посредственная динамика, отсутствует спортивный режим.

Роботизированная АКПП

Задумана как недорогая замена классической гидромеханической АКПП. В основе лежит обычная механическая КПП, но управление сцеплением и переключением передач осуществляет электроника. Поэтому в таких коробках на сцепление приходится большая нагрузка. Так что на светофорах (в отличие от других «автоматов»), роботизированную АКПП лучше переводить в нейтральное положение, чтобы сцепление служило дольше. По отношению к «роботу» у многих водителей сложилось достаточно негативное отношение.

Такие коробки часто дергаются, нажимаешь газ, а в ответ пауза, потом резкий рывок. Причина банально проста. Вспомните, как Вы ездите с обычной механической КПП – разгон, сбросил газ, выжал сцепление, переключил передачу. Здесь происходит точно так же. Поэтому управление, как на других автоматических коробках переключения передач, знай себе жми на газ, здесь не проходит. Роботизированная АКПП требует привыкания водителя к особенностям управления.

Плюсы:

  • по большей части это обычная «механика», поэтому отличается простотой и надежностью;
  • по этой же причине не дорога в обслуживании;
  • самая экономичная из всех вариантов;
  • имеется возможность переключать передачи вручную.

Минусы:

  • требует привыкания водителя;
  • из – за повышенных нагрузок, сцепление имеет маленький ресурс;
  • при переключении передач возможны задержки и рывки;
  • рост скорости происходит с заметными провалами.

Ну и ещё следует упомянуть о роботизированных коробках последнего поколения – переселективных АКПП (с двойным сцеплением). Такой вариант трансмиссии применяется на гоночных автомобилях формулы 1. Суть такой автоматической коробки переключения передач в том, что в одном корпусе объединены две механически коробки, подключенные к двигателю через спаренное сцепление.

Одно из сцеплений всегда находится в работе, каждое отвечает за свой вал с шестернями для той или иной передачи. Получается, что при включенной передаче, уже подготовлена к работе следующая. В результате переключение происходит очень быстро, всего за 0,1 секунды. За переключение передач отвечает «электронный мозг» — мехатроник.

Такая схема позволяет максимально использовать все возможности двигателя и обеспечивать классную динамику при хорошей экономичности. Но конструктивно такие коробки очень сложны, а поэтому и стоят очень дорого.

Первыми переселективные АКПП на обычный массовый автомобиль установили немцы. DSG наделала немало шума и стала настоящим техническим прорывом. Даже в паре с маломощным мотором такая коробка способна творить чудеса. Однако в плане надежности первые DSG разочаровали. Поломки их встречались не редко, а стоимость ремонта достигала умопомрачительных сумм. Тем не менее, за такими автоматическими трансмиссиями будущее.

Сегодня концерн Фольксваген устанавливает переселективные АКПП на все свои модели, а также на модели дочерних фирм Audi, Porshe, Seat. Да и другие автогиганты активно разрабатывают аналогичные автоматические коробки переключения передач. Так, Ford стал оснащать свои машины «роботом» с двойным сцепление Power Shift. Даже китайцы уже научились делать подобные АКПП.

Плюсы:

  • максимально используют все ресурсы двигателя;
  • обеспечивают отличную динамику и высокую экономичность;
  • почти мгновенное и практически незаметное переключение передач.

Минусы:

сложная конструкция, в связи с чем, стоит очень дорого;

дорого обходится техническое обслуживание и ремонт.

Внешне, определить какого типа автоматическая коробка переключения передач установлена на автомобиле, практически не возможно. Поэтому, собираясь приобретать автомобиль с АКПП, поинтересуйтесь, какой вид автоматической трансмиссии устанавливается на интересующий Вас автомобиль. Потому что, не смотря на схожесть, по своим возможностям они все разные, да и в эксплуатации они имеют значительные различия.

Если статья оказалась полезной для Вас, поделитесь своим мнением в комментариях ниже.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.