Безопасное вождение автомобиля

53

Что подразумевает понятие – безопасное вождение автомобиля? Один «летает» постоянно перестраиваясь из ряда в ряд и стартуя со светофора как спортивный болид, другой еле «ползет», старясь досконально соблюдать требования ПДД. Кто из них управляет машиной безопасно? Уверяю Вас, что каждый из них считает, его манера вождения безопасна.

Что важнее безаварийная езда или соблюдение ПДД?

И в подтверждении своих слов явно будут приведены следующие доводы: «у меня нет ни одного ДТП» или «так ведь я всё делаю по правилам». Только можно – ли признать безаварийную езду безопасной, а соблюдение ПДД достаточным условием для безопасности?

Вряд – ли. В первом случае, даже если сам водитель ни разу не попадал в ДТП, он может стать причиной аварийной ситуации для других участников дорожного движения. Сколько случаев можно привести, когда один водитель «подрезал» другого и тот, стараясь избежать столкновения, совершает резкий маневр, в результате происходит ДТП, «виновник» же остается цел и невредим и спокойно уезжает с места происшествия.

Соблюдение правил дорожного движения тоже, к сожалению, не гарантирует безопасности на дороге. Даже если Вы добросовестно соблюдаете каждый пункт ПДД, обязательно найдется какой – нибудь лихач (и возможно не один), для которого правила не писаны. Нет, ПДД конечно соблюдать нужно. Но только это больше защита от административных наказаний, чем от аварийных ситуаций.

Так каким же оно должно быть – безопасное вождение автомобиля?

Четыре условия безопасности на дороге

В одном из учебников по мастерству вождения и контр аварийной подготовке водителей, я нашел следующее определение:

Всё просто, чем больше у водителя вариантов совершить маневр, тем выше шанс, что при возникновении опасности, он сможет на неё среагировать и избежать её.

Под манёвром, в данном случае может подразумеваться и возможность быстро ускориться и резко затормозить или отвернуть в сторону.

При этом совершение маневра возможно при соблюдении четырех условий:

  • Вокруг автомобиля должен быть запас свободного пространства;
  • Двигатель автомобиля должен иметь необходимый запас тяги;
  • Надежное сцепление шин с дорогой
  • Готовность водителя к действиям в экстремальной ситуации.

Конечно, Вы можете возразить, что в плотном городском потоке свобода маневра от водителя не зависит. Да и улучшить сцепление шин с дорогой, водитель не всегда в состоянии. Друзья мои, давайте отбросим в сторону все отговорки. Запомните, автомобиль на дороге выполняет только то, что его заставляет делать водитель. Так что безопасность вождения автомобиля полностью зависит только от Ваших действий. Чтобы убедиться в этом, давайте разберем каждое из четырех условий.

Запас свободного пространства вокруг автомобиля.

Понятно, что Вы не в состоянии сделать дорогу шире или убрать автомобили, движущиеся по соседним полосам. Но если не стремится на каждом светофоре занять лидирующую позицию, а держаться в хвосте потока, всегда можно найти более выгодное и свободное место. Да и скоростной режим полностью зависит от водителя. Так, по статистике, скорость реакции водителя составляет 1 секунду. На скорости 60 км/час, автомобиль за это время проезжает почти 17 метров, а на скорости 80 км/час – уже 22 метра. Учитываете Вы это при выдерживании интервала до впереди идущего автомобиля? А ведь это и есть необходимый запас пространства.

Необходимый запас тяги двигателя.

В данном случае, речь идет о возможности быстро ускориться в нужный момент. Представьте, что Вы на загородной трассе и необходимо совершить быстрый обгон, при этом ещё и на «подъемчик». Если заранее не перейти на пониженную передачу, или не разогнаться, двигатель просто «скиснет» и никакого резкого ускорения не произойдет. Поэтому важно уметь грамотно использовать имеющуюся мощность мотора и возможности коробки переключения передач. Опытный водитель и на маломощном автомобиле сможет обеспечить нужную динамику, а неумелые действия все динамические преимущества сверхмощного мотора сведут на нет.

Сцепление шин с дорогой.

Попробуйте на обледенелой дороге пройти крутой поворот на большой скорости. С большой долей вероятности, Вы окажетесь в кювете. Недостаточное сцепление шин с дорогой не позволит совершить нужный маневр даже при наличии запаса свободного пространства и тяги двигателя. Так что водитель должен выбирать такой режим движения, чтобы на любом покрытии и в любых погодных условиях автомобиль сохранял управляемость. Плюс, немаловажный момент, правильный выбор шин.

Готовность водителя к действиям в экстремальной ситуации.

Ну и, конечно же, правильность действий зависит от подготовки водителя. Это касается и умения адекватно оценивать складывающуюся обстановку и сохранять психологическую выдержку и обеспечение условий для физических действий. Помните, что безопасность за рулем начинается с правильной посадки за рулем и настройки зеркал заднего вида.

Естественно, безопасное вождение автомобиля заключается не только в соблюдении описанных ваше условий. На других аспектов безопасности я остановлюсь в следующих постах.




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.